rus eng
Архив номеров / Номер 3, 2025 год Распечатать

Эпизоотические, биологические и экологические аспекты мониезиоза крупного и мелкого рогатого скота в Российской Федерации

УДК 619.616:636.951
DOI 10.33861/2071-8020-2025-3-11-13

Оригинальное эмпирическое исследование

Домацкий В.Н., Сивкова Е.И. Всероссийский научно-исследовательский институт ветеринарной энтомологии и арахнологии - филиал
Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федерального исследовательского центра Тюменского научного
центра Сибирского отделения Российской академии наук, г. Тюмень

Аннотация. Мониезиоз является широко распространенным гельминтозом домашних и многих видов диких жвачных животных. Инвазия вызывается цестодами из рода Moniezia, паразитирующими в тонком отделе кишечника животных. Болеет преимущественно молодняк, а взрослые животные в меньшей степени восприимчивы к заражению мониезиозом. Сезонная динамика мониезиоза животных характеризуется подъемами и спадами с минимальными показателями экстенсивности и интенсивности инвазии в зимний период, что зависит от климатогеографических условий местности.

Материалы и методы исследований. Использовали аналитический, сравнительный и системный методы научного исследования. Отбору и дальнейшему анализу подвергались научные работы, входящие в электронные базы данных Elibrary, Cyberleninka. Выбор материала проведен в зависимости от его научной ценности относительно темы исследования. Предпочтение было отдано публикациям из базы Elibrary, так как акцент обзора сделан на исследования, проведенные в России.

Результаты и их обсуждение. Мониезиоз крупного и мелкого рогатого скота регистрируется во многих регионах России (Республики Калмыкия, Татарстан, Башкортостан; Ставропольский край; Кабардино-Балкарская и Чеченская республики; Астраханская, Оренбургская, Вологодская, Курганская, Тюменская, Иркутская области и др.). Экстенсивность инвазии составляет 0,2-100% при интенсивности инвазии 1-87 особей на животное, в зависимости от региона.

Ключевые слова: мониезиоз, овцы, крупный рогатый скот, распространение, экстенсивность и интенсивность инвазии, сезонная динамика.

Мониезиоз крупного и мелкого рогатого скота имеет широкое распространение на территории Российской Федерации. Экстенсивность инвазии составляет от 0,2% до 87%, а в отдельных хозяйствах заболеваемость животных может достигать 100 % [9, 13].

Потери продуктивности при мониезиозе овец составляют от снижения прироста массы тела 4,16 кг, настрига шерсти 0,42 кг, а летальность достигает 7,1% [12].

Изучение региональных особенностей цикла развития, возникновения и распространения паразитарных болезней является ведущим фактором в разработке и проведении лечебно-профилактических мероприятий, направленных на обеспечение стойкого ветеринарного благополучия сельскохозяйственных предприятий.

Цель исследования: определение степени распространенности и изучение сезонной динамики мониезиоза крупного и мелкого рогатого скота на территории Российской Федерации.

Материалы и методы исследований. Использовали аналитический, сравнительный и системный методы научного исследования. Отбору и дальнейшему анализу подвергались научные работы, входящие в электронные базы данных Elibrary, Cyberleninka. Выбор материала проведен в зависимости от его научной ценности относительно темы исследования. Предпочтение было отдано публикациям из базы Elibrary, так как акцент обзора сделан на исследования, проведенные в России.

Результаты исследований и их обсуждение. Широкое распространение мониезиоза обусловливает необходимость проведения исследований по изучению региональных особенностей цикла развития паразитов с целью разработки научно обоснованной системы контроля численности популяции гельминтов и предотвращения вызываемого ими экономического ущерба.

На территории Республики Башкортостан у овец встречаются 2 вида мониезий - Moniezia expansa и Moniezia benedeni. Первый вид наиболее часто поражает ягнят текущего года рождения. Второй вид имеет повсеместное распространение, чаще регистрируется у крупного рогатого скота, у овец старших возрастов и коз. Мониезиоз в южных районах Республики Башкортостан отмечается в виде энзоотической вспышки среди молодняка мелкого рогатого скота в весенне-летний период. Эпизоотология этой болезни связана с расселением орибатидных клещей, их биоэко-логическими особенностями, с возрастом ягнят и сроками выгона их на неблагополучные территории и пастбища. Заболевание регистрируется среди ягнят в возрасте от 1,5 до 3 месяцев уже в конце мая и наблюдается в течение всего пастбищного периода. Наибольшее распространение болезни отмечается в августе. Осенью заболеваемость снижается, соответственно, сокращается и падеж ягнят. В зимнее время происходит постепенное освобождение молодняка овец от мониезий. При гельминтологическом вскрытии трупов молодняка в декабре, в кишечнике ягнят находили мониезии, у которых были отторгнуты стробилы (по 1-2 особи мониезий у каждого ягненка) [7].

В экосистемах Кабардино-Балкарской Республики у овец круглогодичного пастбищного содержания показатели экстенсивности (далее, ЭИ) и интенсивности инвазии (далее, ИИ) и смешанной инвазии цестод рода Moniezia и стронгилят пищеварительного тракта различные, что зависит от степени биологической активности паразитарных систем гельминтов, биотических и абиотических факторов. Так, на культурных пастбищах экстенсивность смешанной инвазии достигает 50,0% при ИИ мониезий 2,8±0,18 экз./живот-ное, стронгилят пищеварительного тракта - 1,3±0,12 тыс. экз./ животное; в лесокустарниковых угодьях, соответственно, 75,0%, 3,2±0,20 экз./животное и 1,1±0,14 тыс. экз./животное; луговых пастбищах - 80,0%, 3,7±0,21 экз./ животное и 1,8±0,15 тыс. экз./ животное; на степных пастбищах - 45,1%, 2,7±0,16 экз./ животное и 1,2±0,12 тыс. экз./ животное. Таким образом, при круглогодичной пастьбе овец на увлажненных пастбищах показатели ЭИ и ИИ мониезиоза и стронгилятозов пищеварительного тракта были сравнительно больше. При этом ЭИ овец мониезиозом и стронги-лятозами пищеварительного тракта возрастала от 45,1 до 80,0%. Полученные результаты показывают, что на увлажненных пастбищах Кабардино-Балкарии овцы инвазированы одновременно несколькими видами гельминтов в течение всего года [8].

Ягнята первого года рождения в условиях Чеченской Республики заражаются мониезиями с момента их выгона на пастбища. Это происходит со второй половины марта. С конца апреля - начала мая у ягнят регистрируются половозрелые особи мониезий. Заражение ягнят мониезиями продолжается и в первой половине июня. С начала июля происходит резкое снижение заражаемости животных гельминтами. В конце сентября - начале октября опять происходит подъем инвазированности. Зараженность ягнят мониезиями в степной зоне составляет 56,7% при ИИ 1-28, на увлажненных пастбищах ЭИ мониезиями составляет 68,5% с ИИ 4-87, на полупустынных пастбищах ЭИ равна 6-9% при ИИ 1-3, на предгорных пастбищах зараженность ягнят составляет 62,0%, а ИИ - 2-74, на пастбищах вдоль рек зараженность мониезиями составляет 82% с интенсивностью инвазии 3-78%, на альпийских и субальпийских лугах ЭИ достигает 32% при ИИ - 1-5 особей. Результаты проведенных исследований подтверждают, что из трех видов возбудителей мониезиоза, регистрирующихся на территории Чеченской Республики, доминирующим является M. expansa. Экстенсивность инвазии M. expansa среди овец на 40,0% больше, чем M. benedeni [5].

Желудочно-кишечные цестодозы овец и коз в Республике Дагестан - широко распространенные геогельминтозы в популяциях молодняка и регистрируются c ЭИ в пределах 37-100% при ИИ 2-5 особей [1].

В центральной зоне Республики Калмыкия ЭИ у молодняка составила 8-24% (в октябре). У обследованных животных в июне и декабре в возрасте до двух лет ЭИ составила 8-10%, а у взрослого поголовья, обследованного в июле и августе - 4%. Взрослые животные, обследованные в июне и декабре, заражены моние-зиями в пределах 2%. При вскрытии 95 голов крупного рогатого скота из хозяйств разных районов республики установлено, что зараженность мониезиями была различна и достигала 46,1%. Сравнивая инвазированность крупного рогатого скота по разным хозяйствам, расположенным в разных районах и зонах Республики Калмыкия, можно сказать, что экстенсивность инвазии была в пределах 8,3-46,1%, а интенсивность 1,6-3 особей. Эти колебания зависели от возраста и времени убоя животных [2].

Мониезиоз мелкого рогатого скота в зоне достаточного увлажнения Ставропольского края представлен двумя видами: M. expansa и M. benedeni. Наибольшие показатели ЭИ наблюдается у ягнят текущего года рождения, выражающиеся двумя подъемами - с мая по конец августа (100%) только видом M. expansa, и с конца августа - начала сентября по конец ноября (25-50%) еще и видом M. benedeni, когда в большинстве проб обнаруживались яйца M. expansa. У ярок и взрослого поголовья на протяжении всего года отмечена зараженность двумя видами: M. expansa и М. benedeni, с преобладанием первого вида. В момент стойлового содержания животные заражены в пределах 5-15%, в дальнейшем, при выпасе с апреля по конец ноября отмечаются два подъема заболеваемости. Первый - с мая по конец августа, второй - с конца августа по конец ноября обусловлены двумя видами, с преобладанием M. expansa. Наибольшая ИИ наблюдается у молодняка текущего года рождения. В момент отбивки (в июле, начале августа) показатель инвазированности составляет 2,7 особей мо-ниезий. В дальнейшем, при постановке на стойловое содержание у молодняка, ярок и овцематок интенсивность держится примерно на одном уровне - 1,3-1,7 особей мониезий [13].

На территории Астраханской области в ходе исследования было установлено, что из 1 500 проб фекалий овец породы советский меринос в 397 (26,46%) были обнаружены яйца мониезий. Процент заражения мониезиозом в зависимости от возраста овец составлял 22,12 и 35,61 у взрослых и молодых животных, соответственно. Заболевание более распространено среди самок овец (41,52%), чем среди самцов (13,85%). Самый высокий уровень заболеваемости овец установлен весной (37,02%), затем осенью (30,28%) и летом (29,86%), а самый низкий - зимой (22,65%) [3].

Изучение распространенности мониезиоза овец в личных хозяйствах и видового состава промежуточных хозяев этих цестод в условиях Республики Татарстан показало, что ЭИ составляла от 15,8% до 52,7%, а в пробах фекалий регистрировали от 167±1,4 до 425±1,7 яиц в 1 г. В пробах почв исследованных районов обнаружено 7 видов орибатидных клещей, являющихся промежуточными хозяевами мониезий. Среди них наиболее распространены виды Scheloribates laevigatus и Plathinotrus peltifer [14].

В Вологодской области взрослое поголовье крупного рогатого скота инвазировано M. benedeni во все сезоны года. Экстенсивность инвазии в течение года варьировала в пределах от 26,1% (в апреле) до 87% (в сентябре), а в среднем составила 53,6%. Результаты изучения возрастной динамики мониезий путем ко-проовоскопического обследования животных показали, что ЭИ M. benedeni составила: у телят до 1 года - 25%; у молодняка крупного рогатого скота в возрасте 1-2 лет - 17,4%; у животных в возрасте 3-5 лет - 8% при обнаружении от 104,2±6,1 до 26,7±6,6 яиц мониезий в 1 г фекалий. У животных старше 5 лет зрелых члеников и яиц мониезий не обнаруживали. По данным гельминтологических вскрытий тонкого отдела кишечника 46 голов крупного рогатого скота различных возрастных групп ЭИ варьировала в пределах 7,1-50% и составила по группам: у животных в возрасте до 1 года - 50%; 1-2 лет - 18,2%; 3-5 лет - 7,1% при интенсивности инвазии от 6,0±0,6 до 2,0±0,7 особей мониезий (половозрелых и преимагинальных) у одного животного. При вскрытии животных старше 5 лет мониезий не обнаруживали [9].

Устойчивость функционирования паразитарных систем Оренбургской области в популяции мелкого рогатого скота обеспечивается и поддерживается различными соактантами: нематоды - дикроцелии (65%), цестоды - мониезии (5%), простейшие - эймерии (14,0%), трематоды - дикроцелии (2,5%) [11].

В результате проведенных наблюдений установлено, что це-стодозы жвачных животных широко распространены на территории Курганской области. В наибольшей степени крупный рогатый скот и овцы инвазированы мониезиями. Так, у крупного рогатого скота мониезиоз выявляли у 23,2±2,6%, а у овец 11,5±1,7% [15].

Инвазированность крупного рогатого скота мониезиями в Тюменской области варьировала от 0,2% (2003 г.) до 2,0% (2007 г.). В 2000-2002 гг. пораженность крупного рогатого скота находилось на уровне - 0,4%, а в 2003 г. снизилась до 0,2%, в 2005 г. повысилась до 1,5%, а в 2006 г. вновь снизилась до 0,8%. В 2007 г. экстенсинвазированность крупного рогатого скота достигла максимального значения за период исследования (2000-2012 гг.) и составила 2%. С 2007 по 2010 годы наблюдалось снижение уровня мониезиозной инвазии с 2% до 0,8%. Но в 2011 году вновь прослеживается рост инвазированности до 1,1%, а затем снижение в 2012 году до 0,4%. Таким образом, за период исследования (2000-2012 гг.) наблюдалась нестабильная ситуация в отношении инвазированности крупного рогатого скота возбудителями мониезиоза в хозяйствах юга Тюменской области [6].

В период с 2006 по 2017 года мониезиоз и нематодироз регистрировали на территории 21 района Иркутской области, с наивысшим показателем экстенсивности инвазии в Шелеховском - 3,2±2,4% и Усольском районах - 1,8±1,2%. В период с 2006 по 2018 гг. проведено исследование 56 018 проб фекалий животных. В результате установлено, что из общего количества исследованных проб, 29 214 оказались положительными, что составило 52,2%, в том числе мониезиоз 3,5% [4, 10].

Заключение. Сезонная динамика мониезиоза животных характеризуется подъемами и спадами с минимальными показателями экстенсивности и интенсивности инвазии в зимний период, что зависит от климатогеографических условий местности.

Работа выполнена Всероссийским научно-исследовательским институтом ветеринарной энтомологии и арахнологии ТюмНЦ СО РАН в рамках государственного задания Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (тема № FWRZ-2021-0018).

Список литературы:

1. Абдулмагомедов С.Ш., Алиев А.Ю., Енгашева Е.С., Бакриева Р.М. Результаты испытания новой комбинированой антигельминтной композиции Монизен форте при цестодозах молодняка овец. Прикаспийский вестник ветеринарии. 2023; (3 (4): 20-24.

2. Арисов М.В. Зараженность крупного рогатого скота мониезиозом в хозяйствах республики Калмыкия, меры борьбы и профилактики. Ветеринарная патология. 2008; (4 (27): 68-72.

3. Ахмед М.А., Захаркина Н.И., Пудовкин Н.А., Щербакова Е.Н. Мониезиоз овец в Астраханской области. Аграрная наука. 2021; (5): 23-26.

4. Батомункуев А.С., Мельцов И.В. Нозологический профиль инвазионных болезней крупного рогатого скота в Иркутской области. Вестник ИрГСХА. 2019; (93): 131-138.

5. Гайрабеков Р.Х. Эпизоотология мониезиоза овец на территории Чеченской Республики. Фундаментальные и прикладные проблемы биологии и химии. 2023: 70-72.

6. Домацкий В.Н., Сибен А.Н., Петрова Т.А. Ретроспективный анализ эпизоотологической ситуации по мониезиозу крупного рогатого скота в Тюменской области (2000-2012 гг.). 2014: 16-18.

7. Доценко О.С., Муллаярова И.Р. Мониезиоз овец в республике Башкортостан. Международный студенческий научный вестник. 2016; (4-3): 323-324.

8. Кабардиев С.Ш., Биттиров А.М., Шапиев Б.И., Карпущенко К.А. Микст инвазии мониезиоза и стронгилятозов овец в Кабардино-Балкарской республике. Прикаспийский вестник ветеринарии. 2023; (4 (5): 35-39.

9. Кряжев А.Л. Особенности эпизоотологии мониезиозов крупного рогатого скота в условиях Вологодской области. Ветеринарная патология. 2009; (2 (29): 77-79.

10. Мельцов И.В., Батомункуев А.С., Таничев А.И. Эпизоотология паразитарных болезней мелкого рогатого скота, свиней и лошадей в Иркутской области. Вестник ИрГСХА. 2020; (98): 76-86.

11. Пономарева И.С., Христиановский П.И., Кислинская Л.Г. Эпизоотология паразитоценозов популяции мелкого рогатого скота в Оренбургской области. Экологический Вестник Северного Кавказа. 2023; (19 (1): 99-103.

12. Сафиуллин Р.Т. Распространение и экономический ущерб от основных гельминтозов жвачных. Ветеринария. 1997; (6): 28-32.

13. Четвертнов В.И. Сезонная динамика мониезиоза мелкого рогатого скота в зоне достаточного увлажнения Ставропольского края. Международный вестник ветеринарии. 2020; (4): 31-35.

14. Шангараев Р.И., Лутфуллин М.Х., Лутфуллина Н.А. Распространение мони-езиоза овец в личных хозяйствах граждан Республики Татарстан. Изд-во АГРУС. 2018: 152-156.

15. Эргашев А.А. Распространение цестодозов овец и крупного рогатого скота в Курганской области. Теория и практика борьбы с паразитарными болезнями. 2019; (20): 736-740.

Сведения об авторах:

Домацкий Владимир Николаевич, доктор биологических наук, профессор, главный научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института ветеринарной энтомологии и арахнологии - филиала Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федерального исследовательского центра Тюменского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук; 625041, г. Тюмень, ул. Институтская, 2; тел.: 8-3452-258558; e-mail: vndom72@mail.ru.

Ответственный за переписку с редакцией: Сивкова Елена Ивановна, кандидат биологических наук, научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института ветеринарной энтомологии и арахнологии - филиала Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федерального исследовательского центра Тюменского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук; 625041, г. Тюмень, ул. Институтская, 2; тел.: 8-3452-258558; e-mail: sivkovaei@mail.ru.

Заявленный вклад авторов:

Домацкий В.Н.: разработка концепции, курирование данных, проведение исследований, написание рукописи - рецензирование и редактирование;

Сивкова Е.И.: формальный анализ, проведение исследований, валидация результатов, визуализация, написание черновика рукописи.

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

 

2011 © Ветеринария Кубани Разработка сайта - Интернет-Имидж