Морфологические изменения печени при рахите поросят

УДК 619:636.4.082.35:611.018.(075)

Кудачева Н.А., Рязанцева А.И., Савинков А.В. ФГБОУ ВО «Самарская государственная сельскохозяйственная академия»,
Самарская область, г. КинельВведение.

Рахит является хроническим заболеванием молодняка с преимущественным расстройством D-витаминного и фосфорно-кальциевого обмена, сопровождающимся значительным нарушением костеобразования [3, 6]. Отрицательное влияние недостаточности витамина D на кости обычно объясняется уменьшением абсорбции кальция [7, 8, 9], и нарушением остеобластогенеза [10]. Клиническое проявление рахита у поросят сопровождается извращением аппетита, снижением прироста массы тела, облизыванием различных предметов, с выраженным беспокойством животных и признаками истощения [4]. При этом клиническая диагностика, как правило, не вызывает затруднений, особенно при выявлении явных причин и предрасполагающих факторов, при анализе содержания и выращивания молодняка в хозяйствах [1]. Патологоанатомическая диагностика при этом ориентирована на выявление характерных изменений в костной ткани, без учета структурных преобразований других органов, в частности печени. Но как отмечают многие авторы в патологический процесс вовлекаются органы не только костной, но и пищеварительной, дыхательной, сердечно-сосудистой, выделительной, эндокринной, иммунной и других систем организма [5]. Соответственно повышение эффективности лечебнопрофилактических мероприятий при рахите невозможно без учета сопутствующих изменений во внутренних органах [2, 3].

Целью настоящей работы является выявление гистологических изменений в структурной организации печени у поросят при явно выраженных клинических признаках рахита, с возможным определением степени возможной реабилитации животных к нормальному физиологическому состоянию. Для решения данной проблемы были поставлены следующие задачи:

Материалы и методы исследований. Для изучения морфологических особенностей печени в качестве объекта исследования использовались поросята с клиническими признаками рахита, подтвержденными биохимическими исследованиями, в возрасте 35-ти дней (сразу после отъема). Наблюдение за животными осуществлялось в течение 60-ти дней, у которых отмечали прогрессирование течения, нарастание клинических признаков, патогномоничных для данной патологии. По истечении срока наблюдения поросята в возрасте 95-ти дней были подвержены убою. Для гистологической диагностики, в соответствии с требованиями отбирали кусочки различных паренхиматозных органов, в частности печени, что имеет значение в нашем случае для проведения дальнейших исследований. Таким образом, клинические исследования проводились в условиях свинокомплекса, морфологические или гистологические исследования — ФГБНУ Самарская НИВС. Гистологические препараты фиксировались в 10%-ном растворе нейтрального формалина, обезвоживались в спиртах восходящей плотности, после чего заливались в парафиновые блоки. После предварительной обработки гистосрезы толщиной 5-7 мкм для обзорных исследований окрашивали гематоксилин-эозином и по методу Ван-Гизона. Исследование проводили методом светооптической микроскопии на микроскопе «ЛЮМАМ И-1». Фотографирование гистологической картины осуществляли при помощи цифровой камеры «Micrometrics 300 CU». При гистологическом исследовании в печени отмечали особенности анатомической структуры, сохранность архитектоники органа, наличие фиброзного характера изменений междольковой соединительной ткани и центральных вен, изменения со стороны ядер и клеток.

Результаты исследований. Патоморфологическое исследование печени, включающее в себя патологоанатомическую и гистологическую диагностики, является обязательным при многих патологических, а так же спорных состояниях животных, в рамках проводимой научно-исследовательской работы. Изучение гистопатологии печени при рахите необходимо вследствие сопряженности функции органа с различными биохимическими процессами и их нарушениями в организме, что лежит в основе патогенеза рахита у животных, в частности поросят.

Клинические признаки рахита у поросят отмечались значительно позже, чем изменения биохимического состава крови и имели нечеткую картину. В первые две недели наблюдения состояние поросят было удовлетворительным. У некоторых животных отмечалось учащение сердцебиения и частоты дыхания, поросята вели себя достаточно активно и охотно поедали предложенный им корм.

Патологоанатомические исследования показали, что изменения в печени встречались во всех случаях вскрытия, разница была лишь в степени поражения участков паренхимы, вовлеченных в патологический процесс. Консистенция органа плотная, со стороны диафрагмальной поверхности окраска неравномерная из-за участков неправильной формы желтовато-серого цвета, на общем красно-коричневом фоне. Измененные участки незначительно возвышались над окружающей поверхностью. Висцеральная поверхность имеет тот же мозаичный вид. На разрезе в красно-коричневых участках макроскопически хорошо выражен рисунок дольчатого строения органа и неравномерная окраска поверхности разреза. В желтовато-серых участках дольчатость менее заметна. Диафрагмальная и висцеральная поверхность синюшного цвета со своеобразным мозаичным рисунком. Центральная часть печеночных долек сине-красного цвета, периферическая часть несколько светлее.

Рисунок 1. Архитектоника печени (окраска гематоксилином и эозином; ув. х100)

Гистологическая характеристика печени неоднотипна, но у всех исследуемых животных отмечаются некоторые изменения анатомических структур, при этом основная архитектоника печени на большей части гистологических срезов сохранена (рисунок 1). При окраске гематоксилин-эозином и по методу Ван Гизона хорошо видны контуры печеночных долек, представляющих собой функционально-морфологическую единицу печени (рисунок 1, 2).

При этом, учитывая неравномерность изменений паренхимы печени, особое внимание уделялось измененным участкам, наблюдаемым при патологоанатомическом исследовании органа. Как и в участках, описанных выше (рисунок 1), выделяются все анатомические структуры, это портальные тракты, тяжи гепатоцитов, а также синусоиды и центральные вены. Фиброзная строма портальных трактов утолщена, вена и артерия в составе триад с уплотненными утолщенными стенками, представленными клетками соединительной ткани. Центральные вены не расширены, не полнокровны, но стенка сосуда утолщена, вследствие инфильтрации клетками соединительнотканного происхождения, что выявляется специальным методом окрашивания при гистологическом исследовании по Ван Гизону (рисунок 2).

Рисунок 2. Междольковый фиброз, утолщение центральных вен (окраска пикрофуксином по Ван Гизон; ув. х100)

Сопоставляя полученные данные с анатомическим строением, следует отметить, что изменения наблюдаются во всех морфологических единицах печени. Тяжи гепатоцитов, формирующие балочную структуру, изменены в зависимости от степени фиброза портальных трактов, при этом печеночные дольки поражены неравномерно, что определяет их неоднотипность.

Клетки печени в изученных препаратах полиморфны, при этом ядра обладают такой же особенностью. Это касается как формы, так и размеров клеток и ядер гепатоцитов. Анизокариоз и кариомегалия отмечаются в печеночных дольках, где наблюдаются расширение внутридольковых синусоидных капилляров, ближе к просвету центральных вен. Полиморфизм гепатоцитов связан с различной эозинофильностью цитоплазмы. Некоторые гепатоциты с достаточно темной, равномерно окрашенной цитоплазмой, в зонах синусоидного расширения со скоплением эритроцитов. Цитоплазма клеток выглядит как оптически пустое пространство, окруженной тонким эозинофильным ободком (рисунок 3).

Рисунок 3. Расширение синусоидов печени (окраска гематоксилином и эозином; ув. х400)

В печеночных дольках с нарушенной архитектоникой, где практически сглаживается балочная структура, характерная для печени, гепатоциты в состоянии зернистой дистрофии. Цитоплазма гепатоцитов содержит множество мелких эозинофильных гранул, клетки набухшие, просветы внутридольковых синусоидных капилляров сужены с единичными эритроцитами, при этом границы клеток сглажены, отмечается кариомегалия. В наиболее пораженных гепатоцитах, с выраженной эозинофильной грануляцией, ядра не видны или находятся в состоянии лизиса (рисунок 4).

Рисунок 4. Зернистая дистрофия, расширение синусоидов печени (окраска гематоксилином и эозином; ув. х400)

В некоторых печеночных дольках наблюдаются признаки воспаления. Клеточный состав очага воспаления мономорфный и содержит единичные гистиоцитарные элементы со светлыми овальными ядрами и лимфоциты с темным круглым ядром и узким ободком цитоплазмы. Вокруг воспалительного очага гепатоциты резко эозинофильны, что визуально отмечается в виде темного ободка вокруг зоны воспаления (рисунок 5).

Рисунок 2. Очаговый воспалительный инфильтрат печени на фоне зернистой паренхиматозной дистрофии органа (окраска гематоксилином и эозином; ув. х100)

Заключение. Гистологическое исследование показало, что в целом архитектоника печени не изменена, но отмечены патологические изменения в зависимости от локализации на уровне морфофункциональных единиц печени. Рисунок балочного строения печеночных долек сохранен, но местами отмечается резкое расширение капилляров, переполненных эритроцитами. Дистрофические изменения характеризовались наличием дискомплексации балок, признаками отечности гепатоцитов. В междольковой соединительной ткани отмечалась незначительная клеточная инфильтрация. Межбалочные капилляры расширены, в некоторых местах обнаруживаются участки кровоизлияний. Особо необходимо отметить состояние центральных вен, стенка которых утолщена в результате разрастания соединительной ткани, что являлось критерием для отнесения таких долек к истинным печеночным долькам, имеющим классическое строение, но с центральной веной в состоянии цианотической индурации. Просвет соответственно сужен, и степень сужения зависит от толщины стенки центральной вены. Таким образом, изменения в печени при рахите сопровождаются фиброзными изменениями со стороны портальных трактов, диффузными изменениями долек в виде локальной диском-плексации балок, расширением синусоидов, формированием воспалительных очагов. Отсутствие некротических изменений и регенеративных узлов, что не нарушает взаимосвязь с центральной веной в печеночных дольках, является достаточно благоприятным условием для возможной последующей реабилитации пораженного органа.

Список литературы:

  1. Дерезина, Т.Н. Распространение и этиология рахита у поросят в свиноводческих хозяйствах Ростовской области / Т.Н. Дерезина // Ветеринарная патология. - 2003. - №2. - С. 79-82.
  2. Кудачева, Н.А. Важность математического подхода при изучении патологии печени / Н.А. Кудачева // Сб. материалов международной научно-практической конф., посвящ. памяти профессора А.Ф. Блинохвастова - Пенза, 2008. - С. 499-501.
  3. Рязанцева, А.И. Влияние комплексной добавки природного происхождения на факторы неспецифической резистентности поросят // А.И. Рязанцева, A. В. Савинков // Известия Самарской государственной с.-х. академии. - 2015. -№1. - С. 70-73.
  4. Сулейманов, С.Н. Возрастная морфология органов пищеварения у поросят в норме и при рахите / С.М. Сулейманов, П.А. Паршин, В.С. Слободянник // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. - 2016. - №3 (50). - С. 92-98.
  5. Сулейманов, С.Н. Микроструктурная организация внутренних органов поросят при рахите: гистологический атлас / С.М. Сулейманов, Т.Н. Дерезина, П.А. Паршин. - Воронеж: ФГБОУ ВО Воронежский ГАУ, 2016. - 92 с.
  6. Федюк, В.И. Комплексная система диагностики, лечения и профилактики при остеодистрофии у свиноматок: Практические рекомендации / В.И. Федюк, B. В. Овчаров. - Персиановский, Дон ГАУ, 2002. - 15 с.
  7. C. Gennari, «Calcium and vitamin D nutrition and bone disease of the elderly» Public Health Nutrition, vol. 4, no. 2B, pp. 547-559, 2001.
  8. M. F Holick, «Resurrection of vitamin D deficiency and rickets» Journal of Clinical Investigation, vol. 116, no. 8, pp. 2062-2072, 2006.
  9. A. G. Need and B. E. C. Nordin, «Misconceptions - vitamin D insufficiency causes malabsorption of calcium» Bone, vol. 42, no. 6, pp. 1021-1024, 2008.
  10. K. E. Scholz-Ahrens, G. Delling, B. Stampa et al., «Glucocorticosteroid-induced osteoporosis in adult primiparous Gottingen miniature pigs: effects on bone mineral and mineral metabolism» American Journal of Physiology, vol. 293, no. 1, pp. P 385-E395, 2007.

Резюме. Рахит является достаточно распространенной проблемой в животноводстве. Интенсификация свиноводства не смогла избежать данной проблемы и выявление поросят с признаками рахита актуальная проблема многих хозяйств. В статье представлены результаты исследования печени на гистологическом уровне, что объясняется сопряженностью функции органа с различными биохимическими процессами, что лежит в основе патогенеза рахита у животных, в частности поросят. Выявлено, что клинические признаки рахита у поросят отмечались значительно позже, чем изменения биохимического состава крови и имели нечеткую картину. Проведено сравнительное описание печеночных долек, с указанием основных изменений. Отмечено, что изменения отмечены во всех анатомических структурах органа и сопровождаются рядом особенностей. Междольковая соединительная ткань утолщена и чем больше выражено размножение фибробластов в стенке центральной вены, тем больше площадь стромы 22 вокруг печеночных долек. Микроскопически выявлены гемодинамические нарушения с формированием дистрофических и воспалительных очажков. На границе с воспалительными очагами просматривались двуядерные и гипертрофированные гепатоциты. При этом, несмотря на четко выраженное балочное строение печеночных долек, наблюдаются участки паренхимы с мелкими диапедезными кровоизлияниями и инфильтративными клеточными включениями, что свидетельствует о разнообразии патологических процессов в печеночных дольках. Таким образом, изменения в печени при рахите сопровождаются фиброзными изменениями со стороны портальных трактов, диффузными изменениями долек в виде локальной дискомплексации балок, расширением синусоидов, формированием воспалительных очагов. Отсутствие некротических изменений и регенеративных узлов, что не нарушает взаимосвязь с центральной веной в печеночных дольках, является достаточно благоприятным условием для возможной последующей реабилитации пораженного органа.

Ключевые слова: рахит, гипотрофики, печень, гепатоцит, истощение, гистология, клиническая картина, кариомегалия, анизокариоз, поросята.

Сведения об авторах:

Кудачева Наталья Александровна, кандидат ветеринарных наук, доцент кафедры эпизоотологии, патологии и фармакологии факультета биотехнологии и ветеринарной медицины ФГБОУ ВО «Самарская государственная сельскохозяйственная академия»; 446442, г. Кинель, п.г.т. Усть-Кинельский, ул. Учебная, 2; тел.: 8-987-9149744; e-mail: nalmakaeva@yandex.ru.

Савинков Алексей Владимирович, доктор ветеринарных наук, заведующий кафедрой эпизоотологии, патологии и фармакологии факультета биотехнологии и ветеринарной медицины ФГБОУ ВО «Самарская государственная сельскохозяйственная академия»; 446442, г. Кинель, п.г.т. Усть-Кинельский, ул. Учебная, 2; тел.: 8-927-7280223; e-mail: a_v_sav@mail.ru.

Ответственный за переписку с редакцией: Рязанцева Анна Игоревна, аспирант кафедры анатомии, акушерства и хирургии факультета биотехнологии и ветеринарной медицины ФГБОУ ВО «Самарская государственная сельскохозяйственная академия»; 446442, г. Кинель, п.г.т. Усть-Кинельский, ул. Учебная, 2; тел.: 8-927-0013109; e-mail: annastrchkova@mail.ru.


http://www.vetkuban.com/num3_201706.html